A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные

Средняя общеобразовательная школа №11

имени Героя России Трошева Геннадия Николаевича

МЕНЮ

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. На сегодняшний день на решение проблем сиротства направлены ряд
федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их
числу относятся: Семейный кодекс РФ; Федеральный закон “О дополнительных гарантиях
по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; Федеральный закон
от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) “Об опеке и попечительстве” и другие.
Согласно ст. 1 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей”дети-сироты– это лица в возрасте до 18
лет, у которых умерли оба или единственный родитель,дети, оставшиеся без попечения
родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного
или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав,
ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,
недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях,
объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей,
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от
воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей
из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и
других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без
попечения родителей в установленном законом порядке.
В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность
детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации.Это органы опеки и
попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты,
уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на
основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к
ответственности.
В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и
интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения
их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей,
длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты
их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных
организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или
аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий,
представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному
воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения
возлагаются на органы опеки и попечительства.
Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без
родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные
функции:
1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств
утраты ребенком попечения родителей;
3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами,
попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных
семейным законодательством;
4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания,
образованием таких детей.
Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены
комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки
и попечительства:
– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с
детьми;
– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления
(удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);
– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного
(приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской
Федерации;
– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных
воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и
трудоустройства подопечных;
– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для
воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а
при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или
учреждение социальной защиты населения;
– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с
подопечным;
– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью
дееспособным (эмансипированным);
– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с
воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его
воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и
др.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а
также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста,
устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.
Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки,
попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка
соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует
осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование
назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в
год.
Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица,
которые:
– не лишались (не ограничивались) родительских прав;
– не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);
– не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень
заболеваний утвержден);
– имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.
При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные
качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов
семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе
выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без
специального полномочия.
Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В
отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в
семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского
попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью
или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности
семейного уклада.
Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:усыновление
(удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семьюлибо в случаях,
предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при
отсутствии такой возможности –в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, всех типов(п. 1 ст. 123 СК РФ).
Государственные гарантии по социальной поддержке детей, оставшимся без
попечения родителей
Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав,
теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были
лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также
право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать
своего ребенка.
Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих
несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим
несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты)
взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей
взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной
четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или)
иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ).
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального
или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Право на образование
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное
общее или среднее (полное) общее образование, имеют право наобучение на курсах по
подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального
образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального
профессионального образования также без взимания платы.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального,
среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в
период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное
государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются
этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным
пособием.
Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного
обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50
процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном
образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и
письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов
заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной
практики.
Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение
по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет
средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального
образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по
нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным
денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников
образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах,
необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве
вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в
федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным
проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном
транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и
обратно к месту учебы.

Право на медицинское обслуживание
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляетсябесплатное
медицинское обслуживание и оперативное лечениев государственном и муниципальном
лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации,
оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться
путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и
отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также
оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Право на имущество и жилое помещение
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся
под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него
право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении
социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального
образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных
сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание
в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся
под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после
окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального
обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по
окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после
возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой
площадью не ниже установленных социальных норм (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства
совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного,
сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ
от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а
также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун,
попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за
исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное
пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении
судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими
родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).
Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и
попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при
наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка
нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа
опеки и попечительства было получено.

Право на труд
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до
восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и
обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы
занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения
родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней
заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и СанктПетербурге, автономной области, автономном округе.
Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или
штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств
необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной
или другой организации.
Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а
равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и
прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской
Федерации.
В соответствии со ст. 10 федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от
21.11.2011) “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей” дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом “О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации” на бесплатную юридическую помощь в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового
характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных
органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

© 2024 - Средняя общеобразовательная школа №11
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?